Конспект «Как стать писателем»

Юрий Никитин «как стать писателем»

1. Концовки глав надо отделывать особенно тщательно.

2. Ключевое слово всегда ставится в конце фразы. Пример: У попа была собака. Надо – Собака была у попа.

3. Не вешать на каждое дерево табличку с надписью «дерево».

4. Создавать более идеальные миры, чем в жизни.

5. Не перебарщивать с описаниями.

6. Убрать «свой».

7. Что пишется легко, читается трудно.

8. Любой материал сдается. Куча идей.

9. Женщина всего лишь функция.

10. Не сообщать, что произошло («рассердился», «обрадовался»), а рисовать («нахмурился», «растянул рот до ушей»).

11. А попробуйте и вы: «Чуден Днепр при тихой погоде. Редкая птица долетит д середины реки». ЭТО АРГУМЕНТ!

12. Важна оригинальная идея, потом темы.

13. «Я хочу поделиться с читателями своими мыслями»!!! Нельзя!!! Говорить на одном языке с людьми.

14. Поучать, развлекая.

15. Укорачивать фразы, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно». Уменьшай слова на более короткие.

16. Эстетическое должно быть динамичным!!!

17. Приукрашать жизнь!

18. Метафоры! «Вчерашний чай подобен яду».

19. Без собственных комментариев!

20. Избегать фраз-солитеров! Пример: Он взял свои рыцарские доспехи и долго шел с ними по длинному залу королевского дворца к выходу». Нельзя! Надо: Он взял рыцарские доспехи, портреты провожали его взглядами до самого выхода, королева ответила на поклон и т.д.

21. Никогда не обещать точных сроков.

22. Можно без аллитерации.

23. Не забывай про юмор.

24. Литература – впечатление! Не надо точно описывать.

25. Старайся без эпиграфов.

26. Позволять обижать положительного героя, чтобы расправа была оправданной) Благополучный герой неинтересен.

27. Временя. Загляни в блокнот.

28. Трагедия – когда обе стороны правы.

29. Используй простые сравнения и преувеличения. Нос «как у поросенка», «как у пеликана».

30. Не умножать ни героев, ни события без острой необходимости(=3)

31. Все должно идти на индивидуальность: внешность, характеры, одежда, даже имена и клички.

32. Убрать предложения-гусеницы. Пример: «Олег начал присматриваться к деревьям, нахмурился, посмотрел по сторонам, затем пустил коня в чащу». А надо: Олег начал присматриваться к деревьям, на лице появилось озабоченное выражение, конь под его рукой свернул в чащу».

33. Не украшать текст! Нужные слова – в нужном месте.

34. Сдвиг в характере! Герой должен нравственно меняться.

35. Не забывать про время, место, погоду, где происходит.

36. Работать по заранее разработанному плану! (Знаешь начало и конец)

37. Снижение образа.

38. Не злоупотреблять причастными и деепричастными оборотами.

39. Вычеркивать сорняки: «это».

40. Удалять слова: был, свой, было, были, он, его, ее, их, мой, моя, мои, все, это у нас, уже, однако, вдруг, внезапно, неожиданно, ибо, только, что-то, который, которые, которая.

41. Переводить из прошедшего в настоящее время!

42. Осторожнее с прилагательными! Лучше без них.

43. Над главными героями юмор не уместен.

44. Утверждение всегда сильнее, чем отрицание! «Тут не было никакого леса» Лучше «мы ехали по голой пустыне»

45. Сокращать фразы: послышался негромкий треск, надо: докатился негромкий треск.

46. Убирать звуки: по по…, на на…, за за…

За заботу – нельзя!

За прием и заботу.

47. Никому неинтересны туманные сюжеты (где ничего никому не понятно) – придумывай план.

48. Никогда не пиши о говне.

49. Обращай внимание на предлоги, союзы. Например: нацелился на человека. А надо: нацелился в человека.

50. Убирать «послышался», «донесся», «прозвучал», «стоял», «раздался», «стал».

51. Мера романа — сдвиг в характере. То, что авторы-классики делали чисто на интуиции, вы можете делать по «школе». Для них это вершина, для вас — норма.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий

  1. Анастасия

    Как то всё это странно…Не со всеми пунктами согласна.

  2. Энвер

    Согласен с Анастасией!Многое действительно правильно,однако,я категорически не согласен с пунктом под номером 40!Я считаю,что эти слова как раз и дополняют и заставляют нас переживать внезапному изменению сюжета!

  3. Ольга

    Насчет 40 пункта — мне это немного напомнило любовные романы, в которых все всегда «внезапно», «неожиданно» и «умопомрачительно»))) Текст должен быть чистым, с этим я согласна, хотя прочитав Никитина о том, как писать книги (всю книгу, а не статью), я тоже со многим, очень многим не согласна.

  4. Вера

    О, Милан Кундера, учитесь п.48 у Джозефа Кутзее. Во многом согласна, в остальном — отчасти)

  5. Павел Данилов

    А у меня существенный прогресс начался именно после прочтения «Как стать писателем» Никитина.
    Можете почитать мои рассказы на моем сайте.

  6. Анна

    Да, правила немного абсурдны. 50 на 50, так сказать. Есть правильное, есть неправильное. Все ведь зависит от жанра и контекста, нельзя так уж всех под одну гребенку)
    Хотя меня побудила написать комментарий следующая фраза: «Трагедия – когда обе стороны правы». Просто блестяще. Более емко сказать нельзя.

  7. Василиса

    Да, Никитин вредный, вздорный, самовлюблённый. Но при этом очень успешный писатель. Можно по разному относиться к его советам, но в них очень много опыта именно успешного писателя. И, соглашусь с Павлом, у меня тоже существенный прогресс начался после прочтения и применения рекомендаций Никитина.

  8. готический витраж

    Соглашусь со ВСЕМИ вышестоящими комментариями, что как минимум часть советов абсурдна. Но если они работают, то абсурдны не советы, а вкус читателей. Теперь спросите себя, почему вы хотите читать глупые бессмысленнные книжки :))
    другой вопрос, почему к примеру у вас, Павел Данилов, повысилась читаемость — ввиду какого именно совета 🙂

  9. готический витраж

    (дополнение)
    … т.е. так ли необходимы все 51.