Речь лидера.
То, что лидер постоянно находится в активной позиции сомнению не подлежит. Но, казалось бы, при чем здесь его речь и речевые обороты? Оказывается, что то, что и как мы говорим, является достоверным отражением того, что происходит в нашем внутреннем мире. Мы предлагаем вам более внимательно прислушаться к речи лидера и заметить те особенности речи, которые отичают лидера от слабого человека.
— Говорить, что вам неважно, кто перед вами — коммунист или агент гестапо, — еще большее злодейство, — ответил Штирлиц. — Причем ваше злодейство догматично, а поэтому особенно страшно. Сядьте. И слушайте меня. Ваш разговор с моим агентом записан на пленку. Нет, это не я делал, это все делал он. Я не знаю, что с ним: он прислал мне странное письмо. И потом, без пленки, которую я уничтожил, ему не поверят. С ним вообще не станут говорить, ибо он мой агент. Что касается вашей сестры, то она должна быть арестована, как только вы пересечете границу Швейцарии.
— Но я не собираюсь пересекать границу Швейцарии.
— Вы пересечете ее, а я позабочусь о том, чтобы ваша сестра была в безопасности.
«Я действую» — «Мне приходится реагировать».
«У тебя получилось!» — «Ой, а я так боялся, что вам не понравится!»
«Вы прекрасно выглядите!» — «Ну что вы, какое там…»
Active и passive в английском языке, действительный и страдательный залог в русском языке — различие позиции активной и позиции жертвы если не знает, то чувствует каждый.
• Один делает — другой с этим сталкивается как с фактом. Я оцениваю — или подставляю себя под оценки окружающих. Я выбираю — или подчиняюсь тому, кто все выбрал уже за меня.
Так вот: лидер всегда находится в активной позиции. И даже не так важно, что и как он говорит, — внешне иногда приходится пользоваться общепринятыми формулировками, —
• Заметили «приходится пользоваться»?
самой важной оказывается внутренняя позиция активности. Ваш активный залог.
Лидер всегда находится в активной позиции.
Немного лингвистики
— Ну, а что нам делать со Штирлицем?
Айсман пожал плечами:
— Лично я считаю, что следует быть до конца честным перед самим собой — это определит все последующие действия и поступки.
— Действия и поступки — одно и то же, — заметил Мюллер.
Активный залог вашей жизни, позиция активности — вещь предельно внутренняя, да. Тем не менее для лучшего освоения внутреннего активного залога имеет смысл начать с внешнего: с отслеживания своей речи.
• Еще точнее — с отслеживания речи окружающих: ровно потому, что свою речь отслеживать труднее.
В качестве примера привожу обороты из первых отчетов по дистанции одной из своей учениц, Нины Б. Сразу отмечу, что Нине, чтобы отучиться от жертвенных формулировок, понадобился месяц,
• Вам, надеюсь, тоже не больше,
но начинала она так…
«У меня стало возникать желание», «желание научиться такому анализу меня не покидает» — нормально? Слова привычные, а позиция жертвы выстраивается естественным образом: действительно, к автору этих формулировок — никаких вопросов. В случае чего все вопросы к Его Величеству Желанию, которое возникло и пока нас не покинуло. А как вдруг покинет — автор-то здесь при чем?
«Общение становится более проникновенным и дружественным» — услышали? Это «общение» становится, а я только здесь рядом присутствую.
• Способ? Уход от активного залога первой позиции восприятия в безликую третью позицию постороннего наблюдателя, разговор о себе в третьем лице.
«Тогда ты начинаешь думать (сомневаться, переживать, интересоваться), что…» — замена «Я» на ТЫ: распространеннейший оборот, когда ты обобщаешь себя до уровня всех присутствующих, к которым и обращаешься…
• Простите, надо было написать: «Когда Я таким образом обобщаю себя…»
«Вслушиваясь таким образом в речь собеседника, лучше понимаешь его истинные намерения». Фраза во втором лице плюс потеряно подлежащее.
• А вместе с этим — даже возможность наличия действующего лица.
Автор: Козлов Н.И.
Синтон