Типы новых слов: Опыт классификации





Неология – наука о новых словах – нуждается в развитой типологии. Выделяются такие типы новых слов: футурологизмы, актуализмы, экспрессизмы, однословия, протологизмы.

1. Футурологизмы

Одна из важнейших задач неологии – выделение типов новых слов, разработка методов их классификации.

В настоящее время принято выделять три разряда слов по лексическому признаку «старое – новое»:

Архаизмы – устаревшие по стилю слова, вытесненные из употребления другими, синонимичными словами, например, «вотще» («напрасно»), «очи» («глаза»), «сей» («этот»), «позор» (в значении «зрелище»).

Историзмы – устаревшие по значению слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех явлений, которые они обозначали, например, «боярин», «опричник», «ямщик», «урядник», «нэпман».

Этим двум разрядам устаревших слов в языке соответствует только один общепринятый разряд новых слов – неологизмы. К неологизмам, как правило, относят слова, отсутствующие в словарях и воспринимаемые обществом как новые. Например, в советское время были неологизмами такие слова, как «колхоз», «луноход», «космонавт»; в постсоветское время – «челночить», «ваучер», «совок», «нашизм», «путана». К неологизмам относят также и стилистически новые слова, созданные с целью художественной выразительности, такие, как «смехач» (В. Хлебников), «молоткастый» (В. Маяковский), «матьма» (А. Вознесенский), «махроть» (Д. Пригов).

В этой системе категорий, охватывающей слова по признаку устарелости-новизны, недостает нескольких категорий. В первую очередь, это слова, которые обозначают еще не существующие явления, относятся к будущему или к возможному. Я предлагаю называть их футурологизмами.

Футурологизм (futurologism, буквально – «будесловие») – разновидность неологизмов, новые слова, которая обозначает еще не существующие, но возможные явления.

Футурологизмы существуют давно – некоторые из них впоследствии обрели свои реалии и вошли в широкое употребление. Таково, например, слово «робот», изобретенное братьями Чапеками (писателем и художником) в 1920 г.; или слова «киберспейс» и «киберпанк» (cyberspace, cyberpunk), введенные американским фантастом Уильямом Гибсоном в 1984 г. Будущее последовало за этими «будесловиями» – появились роботы, киберпанки и то самое киберпространство, через которое мы сейчас повседневно общаемся. Такой посыл значений в будущее, которое может их воплотить, становится все более характерным для словотворчества начала 21-го века, когда история и техника вступают в «сговор» с самыми дерзкими лингвофантазиями, неологиями и начинают их воплощать.

Отношение слова и явления (означающего и означаемого) у футурологизмов принципиально иное, чем у других неологизмов, которые относятся к настоящему, обозначают недавно возникшие явления или по-новому обозначают известные явления. Футурологизмы – это слова, которые предшествуют самим явлениям, как бы опережают их, а возможно и предвещают их, формируют те понятия, из которых в свою очередь могут формироваться сами явления. Среди лексических категорий футурологизмы симметричны историзмам, указывая, соответственно, на реалии, которых еще нет (футурологизмы) или уже нет (историзмы). Соотношение между словом и реалией у них противоположно: историзмы – это слова, которые уходят из языка вслед за реалиями, а футурологизмы – это слова, которые предшествуют возможным реалиям.

Футурологизмы особенно насущны сейчас, когда не только искусство, но и наука и техника оперируют множеством понятий, проектирующих мир будущего. Например, совсем недавно появились в печати такие футурологизмы:

виртонАвтика (virtonautics, лат. virtualis, действенный, и nautica, плавательный; ср. космонавтика) – странствие, навигация, «плавание» по трехмерным виртуальным мирам.

соразум, синтеллЕкт (syntellect; приставка «син-» , греч. syn, со-, и корень «интеллект») – соборный разум, который образуется интеграцией индивидуальных сознаний через сеть электронных коммуникаций; высшая ступень в создании всечеловеческого нейро-квантового мозга.

ноокрАтия (греч. noos разум, и kratos власть) – форма правления, при которой верховная власть принадлежит совокупному интеллекту общества; власть коллективного мозга, соразума, который сосредоточит в себе интеллектуальную потенцию всех мыслящих существ и будет действовать как на биологической, так и на квантовой основе. [3:122, 147]

2. Актуализмы и экспрессизмы

Футурологизмы составляют один из разрядов неологизмов, т.е. новых слов в широком смысле, куда должны войти по крайней мере еще два разряда: актуализмы, означающие новые, ранее неизвестные явления (типа «компьютер» или «нейлон»); и экспрессизмы, обозначающие новые слова, созданные с целью художественной выразительности (типа «смехачи» и «времыши» у Хлебникова).

Актуализм – неологизм, который входит в жизнь одновременно с обозначаемым явлением или вскоре после него. Появляется новый прибор, программа, товар, предмет быта, техническая или медицинская новинка, научная идея, политическое движение – и появляются слова «интернет, браузер, поисковик, пиар, йогурт, промоушн, мортгидж, маркетинг, ваучер, нацболы, нашисты, единороссы» и т.д. Актуализм отвечает на запрос нового жизненного явления. Названия новых товаров и фирм требуют чеканной лингвистической проработки, чем и занимаются специалисты по брэндингу и маркетингу. Например, название средства против импотенции «вайагра» («Viagra») удачно сплетает латинскую основу «жизнь» (vita) с именем водопада «Ниагара» (Niagara), создавая образ мощно извергаемого «семяпада» жизни.

Термин «актуализм» передает не только отнесенность этого типа неологизмов к новому в настоящем, но и относительность их новизны, которая исчезает со временем. Актуализмы по мере их обживания в языке переходят в разряд обычных, общеупотребительных, стилистически не отмеченных слов («кибернетика», «компьютер», «электрон») – либо даже в разряд историзмов. Такова, например, судьба многих «советизмов» (типа «чрезвычайка», «комбед», «нэпман»), которые за несколько лет проделывали путь из актуализмов в историзмы.

Что касается третьей разновидности новых слов, экспрессизмов, то здесь нужно сослаться на известного исследователя поэтического языка и стиля В. П. Григорьева. Он использовал термин «экспрессема», чтобы обозначить слова в их особой поэтически-выразительной функции (например, «ветер» у Блока и Пастернака). Я предлагаю термин «экспрессизм», чтобы обозначить именно и только новые слова, создаваемые с этой целью. В современной лексикологии этот разряд авторских неологизмов часто называют неудачно «окказионализмами», как будто они образуются «к случаю», «по оказии», тогда как словотворчество и составляет основную цель и причину появления «самоценных» слов – таких, как «творяне» или «будетляне» у Хлебникова. Заметим, что, в отличие от актуализмов, лексическая новизна которых исчезает, экспрессизмы, как правило, надолго, если не навсегда, остаются в разряде неологизмов и продолжают нас удивлять и казаться новыми.

Среди типов слов по признаку «новизны – устарелости» экспрессизмы соотносятся с архаизмами, поскольку указывают на стилевую новизну или, напротив, устарелость лишь данного способа обозначения, тогда как актуализмы и историзмы указывают также на новизну или устарелость самого обозначаемого явления.

3. Однословия

Во многих случаях экспрессизмы возникают в составе художественного произведения и неотделимы от его контекста, как, например, большинство неологизмов В. Маяковского. Но порой новые слова возникают самоцельно и самоценно, как своеобразные произведения словесного искусства – однословия. Так я предложил называть этот жанр в 1999 г. [4:254-320; 5:204-215].

Однословие (univerbalism, лат. uni, unus, один + verbum, глагол, слово) – наикратчайший жанр словесности, искусство одного слова, заключающего в себе новую идею или картину. При этом слово выступает как целое произведение, в котором есть своя тема, идея, образ автора и перекличка с другими словами/текстами.

Самым кратким литературным жанром считается афоризм – обобщающая мысль, сжатая в одном предложении. Но однословие – жанр еще более краткий. В свое время В. Хлебников вместе с А. Крученых подписались под тезисом, согласно которому «отныне произведение могло состоять из одного слова <...>« [1:171] Тем самым достигается наибольшая, даже по сравнению с афоризмом, конденсация образности: максимум смысла в минимуме языкового материала. Например, «благоглупость» и «злопыхатель» М. Салтыкова-Щедрина, «ладомир, «творянин», «вещьбище» В. Хлебникова, «прозаседавшиеся» В. Маяковского, «матьма» и «питертерпи» («Питер, терпи») А. Вознесенского можно считать однословиями. Слово здесь выступает не только как единица языка и предмет языкознания, но и как литературный жанр, в котором есть своя художественная пластика, идея, образ, игра, а подчас и коллизия, и сюжет. Если материалом для других литературных жанров, как правило, являются слова, то материалом однословий являются морфемы, которые вводятся в новые, неожиданные, образные сочетания. Однословие – это еще одна разновидность неологизма, которая подлежит самостоятельному исследованию как со стороны лингвистики и стилистики, так и со стороны поэтики и эстетики, поскольку это явление принадлежит как языку, так и литературе.

Однословие может отражать определенные жизненные явления, выступая при этом как актуально-публицистическое или даже сатирическое произведение, например, «вольшевик» Хлебникова или «бюрократиада» Маяковского. Но однословие может быть и сочинением утопического, мистико-эзотерического или космософского характера, как «солнцелов» и «ладомир» Хлебникова или «матьма» (мать+тьма) Андрея Вознесенского. Иногда в однословии соединяются не два, а несколько сходно звучащих корней (можно назвать это «множественным скорнением»). Например, в поэме Д. А. Пригова «Махроть всея Руси» заглавное слово «махроть» вводит в круг ассоциаций и «махорку», и «махровый», и «харкать», и «рвоту», и «роту» («рать»). К числу однословий относятся и специально создаваемые слова-каламбуры, играющие на сходстве звучаний и разнице значений двух слов, например, известные в свое время в диссидентской среде словечки Владимира Гершуни: «диссидетство», «арестократ», «тюремок», «портвейнгеноссе». Вообще в жанре однословия, как и в более объемных жанрах, могут присутствовать самые разные литературные направления: от романтизма до футуризма, от сюрреализма до абсурдизма и концептуализма.

Еще раз подчеркну, что нельзя отождествлять однословия, экспрессизмы, вообще авторские неологизмы с окказионализмами. Термин «окказионализм» предполагает очень узкую сферу применения: это случайные слова, возникшие ненамеренно, например, детское «огонята» («дети огня») или сказовое «мелкосоп» (вместо «микроскоп», у Н. Лескова). Окказионализм – это проговорка, неправильно употребленное, но по-своему колоритное словечко. Но разве можно считать окказионализмами те слова, над которыми поэты, мастера слова особенно тщательно работают, чеканят, шлифуют? Однословия предстают далеко не случайным, а напротив, самым необходимым элементом языкотворчества. Цель создания этих слов, представляющих произведения словесного искусства, – сами эти слова, насколько они могут расширять и обогащать язык.

4. Протологизмы

Наконец, следует обозначить еще одну разновидность нового слова – протологизм. Сам этот термин – новое слово, которое еще не успело стать неологизмом. Предложенный мною в 2003 г., термин protologism получил распространение в английском языке, в частности, широко употребляется в самой большой в мире сетевой энциклопедии Википедия (Wikipedia).

Протологизм (protologism, от греч. protos, первый, начальный + logos, слово) – новое слово, предложенное его автором для введения в язык, но еще не нашедшее применения у других авторов, не закрепившееся в качестве неологизма.

Протологизм и неологизм – это деление устанавливает различие по степени внедренности слова в язык. Протологизм – это зародыш слова как лексической единицы языка. Протологизм становится неологизмом, если употребляется иными авторами, нежели его сочинитель. Если три-четыре других авторов начинают пользоваться предложенным протологизмом, он уже может считаться неологизмом. Причем важно, чтобы этим словом пользовались не в виде цитаты из сочинений данного автора, а в раскавыченном виде, по его прямому смыслу и назначению. Когда же словом на протяжении нескольких лет пользуются сотни людей, оно перестает быть неологизмом и становится лексической единицей языка, уже не отмеченной по признаку новизны. Сравним два предложения:

Образованщина, как метко определил Солженицын советскую интеллигенцию, поначалу не видела для себя угрозы в гласности.
Образованщина поначалу не видела для себя угрозы в гласности.

В втором предложении статус слова «образованщина» в языке более продвинут по сравнению с первым, где оно еще нуждается в отсылке к автору и пояснении своего значения, т.е. выступает как протологизм. Чем более слово входит в употребление, тем меньше требуется ссылок на его происхождение, первоначальное значение и т. д.

Многие термины, предложенные в этой статье для классификации новых слов, сами являются протологизмами. Пожалуй, только термин «однословие» (около 2 тысяч случаев употребления в рунете) может уже считаться русским неологизмом, а «protologism» (843 в англоязычной сети) – английским неологизмом. Будущее покажет, станут ли термины «футурологизм», «актуализм», «экспрессизм», предложенные для классификации неологизмов, сами неологизмами, будут ли они усвоены научным и читательским сообществом.

–––––––––––––––––––––––––––-

1. Эта статья была представлена в виде доклада на конференции «Русская академическая неография (к 40-летию научного направления)», С.-Петербург, Институт лингвистических исследований, 23-25 октября 2006 г.

Литература:

1. В. П. Григорьев. «Словотворчество и смежные проблемы языка поэта», М., Наука, 1986.

2. Анализ и синтез в словотворчестве. Опыты логопоэйи, в кн. Поэтика исканий и искание поэтики. Ред. Ю. С. Степанов, Н.А. Фатеева, Н.А. Николина. М., Институт русского языка РАН, 2004.

3. Михаил Эпштейн. Перепечатано в кн. Михаил Эпштейн. Debut de siecle. Манифест протеизма, в его кн. Знак пробела. О будущем гуманитарных нбаук. М., НЛО, 2004. (первая публикация: Debut de siecle, или От Постп к Прото-. Манифест нового века, «Знамя», 5, 2001, С.180-198).

4. Михаил Эпштейн. Однословие как литературный жанр. «Континент», 104, 2000, С. 279-313. Перепечатано в кн. М. Эпштейн. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М., НЛО, 2004.

5. Михаил Эпштейн. Слово как произведение. О жанре однословия. «Новый мир», 9, 2000.

6. Михаил Эпштейн. Проективный словарь русского языка. Неология времени, в кн. Семиотика и авангард. Антология. Ред.-сост. Ю.С. Степанов, Н.А. Фатеева, В.В. Фещенко, Н.С. Сироткин. Под общ. ред. Ю.С. Степанова. М.: Академический Проект; Культура, 2006.

7. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. Под ред. Г. Л. Тульчинского и М. Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя, 2003.

Михаил Эпштейн
Источник: Топос

(Цифра 16, 1 сегодня)




Еще почитать:

Нет пока комментариев.

Добавить комментарий